Жилищные споры: обзор, решения и практика, как выбрать юриста 2023

жилищные спорыНа протяжении всей истории жилищный сектор всегда имел жизненно важное социальное значение.

В современной социально-экономической политике России жилищным проблемам уделяется значительное внимание, ведется работа по их решению. Свидетельства о насущных и социально значимых проблемах отрасли можно найти в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

В основе этих сообщений лежит то, что развитие жилищного сектора и обеспечение населения современным и качественным жильем является насущной задачей.

Автор статьи
Автор статьи
Марк Вязенский
Статья проверена экспертом
Проверено экспертом
Митрофан Салтыков
Комментарии
0 комментариев
Время чтения
10 минут
 

Что такое жилищная сфера и жилищный фонд

жилищная сфера

Жилищный фонд в России состоит из всех объектов жилой недвижимости и классифицируется по формам собственности:

  • государственной,
  • частной или муниципальной.

Владельцы собственности имеют право пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, включая возможность передавать право собственности другим лицам или использовать его в качестве залога.

Жилищный фонд подлежит государственному учету, в ходе которого собираются данные о его местонахождении, количестве, качестве, благоустроенности, техническом состоянии. Жилищный сектор охватывает деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, управлением, эксплуатацией и ремонтом жилых и общественных зданий, а также сопутствующей инженерной инфраструктуры.

К жилой недвижимости относятся жилые дома, квартиры и другие строения, используемые для временного или постоянного проживания, а также земельные участки, хозяйственные постройки и зеленые насаждения.

Законодательство жилищной сферы в РФ

В Российской Федерации существует система жилищного законодательства, включающая законы и нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления, изменения или отмены государством действующих жилищных норм.

Эта система имеет два источника:

  • жилищные нормативные акты федерального уровня
  • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предоставляет людям право собственности на жилье, а жилищное законодательство разъясняет вопросы, связанные с жилыми и нежилыми помещениями, такие как приобретение, пользование и распоряжение, а также права и обязанности граждан в этой сфере.

Жилищно-коммунальная сфера имеет свое законодательство, включающее правовые акты различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать жилищную сферу за пределами ведения Российской Федерации, субъекта и Федерации.

Какими органами обеспечивается управление жилищной сферой

Управление жилищным фондом представляет собой функцию, которая выполняется определенными органами и предполагает административные и организационные обязанности.

Важно отметить, что органы государственного управления обязаны представлять интересы государства, и любые издаваемые ими юридические документы являются обязательными для всех получателей. Руководящие органы должны соблюдать свои юридические полномочия и следить за тем, чтобы их действия соответствовали закону.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации, государственные комитеты, министерства и ведомства осуществляют государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На эти органы возложены конкретные обязанности и определено направление работы, как указано в их соответствующих положениях.

Органы госвласти РФ на основании ст. 12 ЖК РФ осуществляют правовое регулирование в жилищной сфере и решают следующие вопросы:

  • определяют порядок госучета жилищных фондов;
  • устанавливают требования к жилым помещениям
  • определяют основания, по которым малоимущие граждане могут претендовать на жилые помещения
  • определяют слои населения, которым может быть предоставлено жилье на территории РФ;
  • определяют порядок предоставления жилья в России нуждающимся гражданам
  • определяют основания предоставления помещений, относящихся к муниципальному и государственному жилищному фонду;
  • определяют порядок создания и работы ТСЖ
  • устанавливают условия и порядок реконструкции и перестройки жилых помещений
  • определяют основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.
  • признают жилое помещение непригодным для проживания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
  • устанавливают правила пользования жильем
  • решают иные вопросы, связанные с жилищными правоотношениями, отнесенные Конституцией Российской Федерации и Жилищным кодексом к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

Кто осуществляет контроль в жилищной сфере

Надзор за жилищно-коммунальным хозяйством возложен на органы местного самоуправления. Они наделены законодательством Российской Федерации полномочиями по проведению проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения нормативных требований (ч. 1.1 ст. 20 ТК РФ).

Важно отметить, что органы местного самоуправления в жилищной сфере вправе проводить плановые и внеплановые проверки деятельности управляющих организаций на предмет соблюдения установленных правил и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (статья 17.1 Федерального закона от № 6, 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Порядок проведения общественного жилищного контроля

Правительство РФ приняло постановление «О порядке осуществления государственного жилищного контроля» от 26 декабря 2016 года, которое вступило в силу с 7 января 2017 года в соответствии с пунктом 17.1 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации. В постановлении изложены средства контроля граждан и общественных организаций за жилищной сферой. ч. 8 ст. 20 ЖК РФ упоминает права граждан по надзору за жилищным хозяйством, а общественные организации могут выполнять функции общественных экспертов или инспекторов.

Правила сводят воедино категории сфер, подлежащих общественному контролю, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ, в котором изложены основы общественного контроля в России, и ТК РФ.

Имейте ввиду, что проблема общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве решена юридически запутанно. Правила предусматривают, что общественный контроль в сфере жилищного строительства требует, чтобы органы государственной власти, муниципального и местного уровней, а также государственные и/или муниципальные организации, а также иные субъекты и органы, наделенные полномочиями государственной власти в соответствии с законодательством, действовали более прозрачно, эффективно и открыто.

Это позволяет осуществлять широкий общественный контроль в таких вопросах, как:

  • Разработка программ капитального ремонта в регионах
  • Оптимизация программ капитального ремонта в регионах
  • Реализация программ капитального ремонта в регионах
  • Реализация адресных программ в регионах по переселению граждан из аварийного жилья (МКД)
  • Предоставление жилья в соответствии с договорами аренды муниципального и государственного жилищного фонда
  • Обеспечение выполнения общественно-правовыми организациями своих обязательств
  • Обеспечение выполнения собственниками жилья в МКД своих обязательств, таких как оплата капитального ремонта и установка/замена счетчиков в квартирах.

Основные проблемы в жилищной сфере

  1. Дома изнашиваются;
  2. Инженерные коммуникации стареют, жилищный фонд быстро выходит из строя;
  3. Новое жилье строится в недостаточном объеме;
  4. Недостаток инвестиционных ресурсов;
  5. Отсутствие муниципальных программ и механизмов для обновления построек и инженерных коммуникаций в городах;
  6. Несоответствие современным методам управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства.

Основные пути решения жилищных вопросов: что необходимо делать

1. Привлечение разных источников финансирования возведения жилья и проведения реконструкционных работ.

  • Подготавливать и реализовывать государственные и муниципальные жилищные проекты и программы;
  • Создавать городские фонды строительства, реконструкции и ремонта жилья;
  • Привлекать инвесторов, строительные фирмы и предприятия.

2. Обеспечение жильем разных слоев граждан.

  • Оказывать реальную поддержку в покупке домов и квартир;
  • Создавать благоприятные условия для развития жилищного рынка и услуг по использованию фонда жилья;
  • Разработка системы кредитования при покупке домов и квартир, в том числе ипотеки.

3. Обеспечение социально незащищенных слоев населения жильем.

  • Рассматривать вопросы по предоставлению бесплатных домов, квартир или жилья, оптимального по цене;
  • Готовить и реализовывать системы целевой поддержки социально незащищенных слоев населения.

4. Улучшение строительных и архитектурно-планировочных подходов.

  • Развивать комплексную и качественную застройку, включающую в себя благоустройство земель, реализацию индивидуальных, а не типовых проектов.

5. Совершенствование качества эксплуатации жилья.

  • Значительно улучшать качество реконструкционных и ремонтных работ;
  • Экономить энергоресурсы;
  • Повышать качество услуг в сфере ЖКХ.

Чтобы эффективно развивать жилищный фонд в России, необходимо решать ключевые задачи:

  • Повышение уровня жизни населения;
  • Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами;
  • Разработка научных представлений о функционировании жилищной сферы;
  • Регулирование жилищной сферы;
  • Участие государства и бизнеса в решении проблем;
  • Обеспечение социально-экономической эффективности жилищного фонда.

Споры по жилищным делам

Споры по жилищным деламСпоры по жилищным делам — достаточно распространенная картина в наши дни. Эти споры могут возникать между лицами, состоящими в родстве или являющимися членами одной семьи, а также между теми, кто незнаком друг с другом.

Нередки конфликты между гражданами и застройщиками или риелторами, а рынок недвижимости остается рассадником мошеннических действий. Более того, широкое использование ипотечных кредитов породило многочисленные споры, требующие юридического вмешательства.

Практика досудебного урегулирования

В случае возникновения споров есть два способа их решения: достижение взаимопонимания путем переговоров или обращение в суд.

Рекомендуется выбрать первый подход, поскольку он экономит время и предотвращает ненужный стресс. Когда стороны достигают консенсуса, они могут приступить к составлению соответствующего соглашения в соответствии со всеми правилами.

Важно. На протяжении всего процесса, который включает в себя переговоры и окончательное соглашение, желательно, чтобы рядом с вами был юрист по жилищным спорам. Этот юридический эксперт гарантирует, что ваши интересы остаются защищенными.

Неспециалист, не обладающий юридическими знаниями и плохо разбирающийся в юридической терминологии, может не обнаружить скрытые пункты в соглашении, даже прочитав его несколько раз. Если в дальнейшем ваши права будут нарушены, вам придется оспаривать договор в судебном порядке, что может стать причиной значительных задержек в решении жилищного вопроса.

Грамотный юрист позаботится о том, чтобы документ был составлен точно, без формулировок, которые могут привести к спорам или признанию недействительным в будущем. Под руководством опытного юриста спорящие стороны могут легко прийти к компромиссу и прийти к обоюдному согласию в решении.

Опираясь на свой опыт ведения жилищных споров, юристы могут выбрать наилучший подход к разрешению конфликта, не прибегая к судебному разбирательству. Чем больше у юриста опыта ведения таких дел, тем эффективнее будут его услуги.

Судебные жилищные споры

Если достижение компромисса невозможно, то единственным вариантом разрешения конфликтов является судебная власть. Существуют различные виды судов, которые рассматривают жилищно-коммунальные споры:

  1. Общая юрисдикция. Эти споры подпадают под юрисдикцию как окружных, так и мировых судей.
  2. Арбитраж. Это форма альтернативного разрешения споров, при которой арбитр, который обычно является экспертом в соответствующей области, заслушивает и принимает решение по делу.
  3. Третейские суды. Эти суды используются для разрешения споров между юридическими и физическими лицами.

В какой суд обращаться, зависит от ситуации и истца. Например, физическое лицо, подавшее иск, будет рассмотрено в судах общей юрисдикции. С другой стороны, гражданин, взявший жилое помещение в ипотеку, может оказаться в арбитражном суде, если это было оговорено в договоре.

Однако не всегда все просто, когда речь идет о судах общей юрисдикции. Иск на сумму менее 50 тысяч рублей следует адресовать в мировой суд. Но есть дела, которые могут рассматривать только районные суды, вне зависимости от суммы иска. К таким делам относятся вопросы, связанные с вселением или выселением ребенка.

Иногда претензии граждан остаются без рассмотрения из-за несоблюдения досудебного порядка разрешения спора.

Вот почему важно обратиться за советом к юристу, специализирующемуся на жилищном праве, чтобы разобраться в исключениях и нюансах процесса. То же самое касается организаций, возбуждающих претензионное производство, которое рассматривается в третейских и третейских судах.

Адвокат по жилищным спорам

При решении жилищных споров настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Адвокат может помочь защитить ваши права и интересы, а также предоставить рекомендации по досудебным решениям и планам судебного восстановления. Однако роль хорошего юриста выходит за рамки этих основных обязанностей.

Сделки с недвижимостью, как правило, очень бюрократичны, с большим количеством необходимых справок, выписок и документов. Эти документы часто поступают из разных отделов и агентств, что затрудняет получение всего в одном месте.

Опытный юрист может помочь упростить этот процесс, зная, куда идти и к кому обращаться за необходимыми документами.

Жилищное законодательство сложное, со множеством нюансов и исключений. Без юриста, специализирующегося в этой сфере, бывает сложно ориентироваться в тонкостях досудебного и судебного разрешения споров.

Если вам нужен юрист по жилищным спорам, наш сайт вам в помощь. Специалисты нашего сервиса обладают отличным знанием действующего законодательства и судебной практики, а также богатым опытом успешного разрешения жилищных споров.

Мы поможем решить задачи любой сложности и предоставим первичную консультацию, чтобы спрогнозировать успех вашего дела.

Улучшение жилищный условий

Многие семьи и граждане стремятся улучшить свои жилищные условия. Они могут стремиться увеличить свою жилую площадь, поселиться в благоустроенном здании или переехать из аварийного дома.

Помимо использования личных сбережений или получения ипотечного кредита, некоторые люди могут претендовать на недвижимость, финансируемую государством или местными органами власти.

Чтобы иметь право, они должны придерживаться правил, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и местными законами. Это включает регистрацию в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Для определения нуждающихся в улучшении жилищных условий ст. 51 Жилищного кодекса РФ содержит все критерии, которым необходимо соответствовать. Эти критерии включают в себя:

  1. Отсутствие недвижимости в собственности или в социальной аренде, что означает отсутствие у заявителей постоянного жилья.
  2. Уровень обеспеченности жилплощадью в квартире ниже расчетной нормы.
  3. Помещение не соответствует нормативным требованиям, т. е. непригодно для проживания.
  4. Среди жильцов есть больной, заболевание которого внесено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

После того, как установлено, что человек соответствует критериям признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, он может рассчитывать на постановку в очередь.

Если у гражданина нет собственности для проживания, ему может потребоваться улучшить свои жилищные условия, чтобы арендовать жилье. В некоторых случаях они могут без проблем зарегистрировать свой новый адрес.

Однако определить, соответствует ли гражданин норме учета жилплощади, бывает сложнее. Для ее определения учитываются следующие правила:

  • Учетная норма – это минимальный предел площади, который должен иметь человек, чтобы иметь право на получение жилья.
  • Этот лимит обычно устанавливается на уровне 6 квадратных метров на человека.
  • Размер этого лимита может варьироваться от одного органа местного самоуправления к другому, даже если они расположены в соседних районах.
  • Учетная норма не может превышать минимальный размер площади, необходимой для предоставления жилья, который обычно устанавливается в размере 18 квадратных метров на одного члена семьи.

Поэтому, если гражданин не соответствует норме учета жилой площади, ему может потребоваться внести изменения в жилищные условия или искать альтернативные варианты жилья.

Переселение из аварийного жилья

При оформлении жилья необходимо соблюдать определенные требования. Несоблюдение этих законодательных норм может привести к дисквалификации. С требованиями можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Если здание имеет высокую аварийность, оно может быть признано непригодным для проживания. Для того чтобы определить, нуждается ли здание в улучшении, необходимо соблюдать определенные правила. К ним относятся осмотр дома и проведение осмотров на предмет наличия значительных повреждений или разрушений несущих конструкций и элементов здания.

Если органы местного самоуправления определяют, что здание или помещение являются аварийными, они выносят постановление на основании акта комиссии. Важно признать необходимость улучшения жилищных условий для обеспечения безопасности и благополучия жителей. В противном случае незаконная перепланировка квартиры может стать серьезной проблемой.

Имейте в виду, что ухудшение состояния дома из-за существенного использования и повреждения не обязательно означает, что оно было вызвано несчастным случаем. Кроме того, высокая частота аварий свидетельствует о том, что здание невозможно восстановить путем капитального ремонта.

Проживание в жилом помещении, считающемся аварийным, является юридическим основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, независимо от того, соответствует ли жилое помещение нормам бухгалтерского учета. Переселение из аварийного жилья осуществляется в рамках федеральных и региональных инициатив, которые также предполагают предоставление субсидий из бюджета.

Получение субсидии на улучшение жилищных условий

Федеральная программа «Жилище» предлагает субсидии на покупку или ремонт недвижимости. Семьи могут получить финансирование только после того, как они подтвердят свою регистрацию, и как только они получат субсидию, их имя будет удалено из списка ожидания.

Чтобы претендовать на субсидию, семьи должны соответствовать определенным критериям:

  • Они должны стоять в очереди на получение жилья
  • Они должны подать заявку через местные органы власти, такие как муниципалитеты или районные администрации.

Средства выделяются только в рамках бюджета на текущий календарный год, а это означает, что граждане не могут получить деньги сразу после постановки на очередь.

В целом, программа предлагает семьям полезный способ улучшить свои жилищные условия при финансовой поддержке государства.

Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.

Субсидии молодым семьям в России предоставляются за счет бюджета субъектов. Критериями получения субсидии являются возраст и уровень жилищной обеспеченности. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги до 35 лет.

Существуют определенные категории бенефициаров, которые могут получить приоритетное выделение субсидий. К ним относятся ветераны ВОВ или боевых действий, граждане, проживающие в ветхих или аварийных домах, а также проживающие в домах, подлежащих сносу. Также субсидии могут получать инвалиды, имеющие сертификат МСЭК, и многодетные семьи. Многодетные семьи также могут претендовать на земельный участок для строительства собственного дома. Дети из детских домов, достигшие 18-летнего возраста, также могут получать субсидию.

Точный список льготников могут предоставить управления социальной защиты населения или администрация Московской области. Субсидию можно использовать на приобретение или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и прочее.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Для улучшения жилищных условий необходимо подать заявление в муниципалитет по месту жительства. Однако некоторые категории граждан, например военнослужащие, уволенные в запас без предоставления жилья, от этого требования освобождаются.

Заявление должно включать в себя несколько документов. Каждый член семьи должен подписать заявление, а детям требуется подпись законного представителя, например, их родителя или опекуна.

Дополнительно необходимо предоставить документацию, подтверждающую право собственности или пользования не соответствующим норме имуществом, акт о непригодности жилища для проживания, решение о признании дома аварийным, справку о регистрации по месту жительства, а также паспорта и свидетельства о рождении для каждого заявителя. Также может потребоваться свидетельство о браке.

После получения необходимых документов заявитель получит регистрационный номер и постановление главы муниципального образования о подтверждении регистрации.

В каких случаях могут отказать

При подаче заявления на регистрацию следует иметь в виду, что заявление будет рассмотрено в течение 30 дней. В ходе проверки представленных документов могут возникнуть некоторые обстоятельства, которые могут привести к отклонению заявки. К таким обстоятельствам относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актов;
  • недостоверная информация, предоставленная заявителями;
  • устранение оснований для регистрации;
  • умышленное ухудшение условий регистрации.

В случае отклонения заявления выносится мотивированное решение. Решение может быть обжаловано через суд.

Важно понимать, что соответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актов имеет решающее значение. Недостоверная информация или умышленное сокрытие прав собственности также может привести к отклонению заявки.

Кроме того, устранение оснований для регистрации или умышленное ухудшение условий также может привести к отклонению заявки.

Если заявка будет отклонена, решение будет основано на конкретных причинах и может быть обжаловано в суде.